Журналист Никита Мелкозеров (ютуб-проект «Жизнь-малина») выпустил двухчасовое интервью Антона Мотолько, против которого в Беларуси заведено пять уголовных дел. Это первое большое интервью активиста за очень долгое время. Мы кратко законспектировали пару интересных моментов этого разговора.
О том, как уезжал из Беларуси в июле 2020-го
Я уезжал из страны, чтобы уже через недели две после выборов вернуться назад. После задержания создателя телеграм-канала «Беларусь головного мозга» Игоря Лосика 25 июня 2020-го понял, что грядет большая зачистка, но сразу покинуть Беларусь не смог, потому что был вынужден принимать роды у кошки. Пересекал беларускую границу на выезд в автомобиле знакомого дипломата, но был на заднем сидении, а не в багажнике, как набрасывали пропагандисты.
О контактах с Протасевичем, который под домашним арестом
Позавчера [интервью записывалось 9 июля 2021-го] мы переписывались с Протасевичем в телеграме — он мне сам написал. Я понимал, что пишу Роме Протасевичу, куратору, который следит за тем, что происходит в телефоне, и ОНТ, БТ и прочей швали, которая параллельно в real time все эти сообщения тоже смотрит. Состояние Протасевича я смогу узнать, когда смогу с ним поговорить в безопасном месте, где на него не будет направлено дуло пистолета.
В телеграме мы общались не сильно о многом. Я спросил, как София. Были простые вопросы. Я спросил: ты же понимаешь, что сейчас, общаясь с тобой, все понимают, с кем общаются? Он говорит: да, но меня не контролируют, хотя я понимаю, что никак не смогу это доказать.
Был еще интересный момент. Протасевича добавили в чат «Нашей Нивы», он там периодически отвечал, и когда была зачистка медиа в Беларуси, я спросил: Рома, что ты думаешь? И он не ответил. Либо надо было время согласовать позицию, либо еще что-то. Но это очень показательно.
Обновление. «Наша Нива» выступила с опровержением слов Антона Мотолько. Редакция газеты заявила, что Роман Протасевич никогда не имел доступа ни к одному из чатов «НН».
О том, кто поднял Беларусь
Это очень большая дискуссия. Кто поднял Беларусь — Тихановский с регионами или Бабарико со средним классом, интеллигенцией, бизнесом и чиновниками? Я, конечно, здесь очень жестко стою на том, что если бы не Бабарико, Тихановский мог бы не поднять.
О будущих ролях Тихановской и Бабарико
Я Бабарико вижу тем, кем он себя сам называл, — эффективным менеджером. Человеком, который соберет команду, начнет реформы и подбор качественного персонала, ведь проблемы Беларуси не только в Лукашенко, а во всей системе, где криворукие что-то делают.
Я вижу Бабарико с сильными полномочиями, премьер-министром, а у Тихановской — представительская функция президента. Это команда мечты. Их будут ненавидеть, будет очень сложно, но такая команда — та мечта, которую я бы хотел видеть.
О переписке с Натальей Эйсмонт
18 июня 2020-го я написал ей фразу «Что за дичь происходит?» 16 августа фразу «Вы уверены, что это не конец?» Она не отвечала, но прочитывала сообщения. И 19 февраля, когда Лукашенко полетел в Сочи, мы отслеживали все перелеты. Мы видели, что самолет уже давно приземлился, а она все никак не онлайн. Ну и я ей пишу: «Неужели без роуминга поехали?».
О том, чего желает Лукашенко
Я хочу, чтобы этот человек предстал перед судом, а не закончил свою жизнь одномоментно и легко. Я хочу, чтобы он видел все, что о нем думают, — без всяких Эйсмонтов, Кочановых и прочих, — и видел масштаб трагедии. Я не хочу, чтобы он кончил, как Гитлер, — я хочу, чтобы он просидел до последнего суда по тому, что он натворил в Беларуси за много-много лет. И речь не только про 20-й год.